Делаем своими руками экипировку для лошадей

Для лошадей и пони амуниция совершенно одинакова, отличается лишь размерами. В этом разделе мы опишем снаряжение лошади, подразумевая и пони.

Сани для лошади покупать не обязательно. Когда имеются определённые навыки в работе с деревом, инструмент и желание, сделать их можно своими силами. Сани не высокие и потому, даже если что-то не получится, и в процессе езды они повредятся, получить травму практически невозможно.

Расписные сани

Делаем своими руками экипировку для лошадей

Сложнее всего изготовить полозья. Для них применяются крепкие металлические трубы. Длина труб нужна на 2-3 метра больше, чем саней. Надо это для того, чтобы загнуть полозья с обеих сторон и поместить без сложностей под сани. Для сгибания применяют особый инструмент – трубогиб.

После собирают дно саней со стойками, изготовленными из тонких трубок или прочных деревянных брусков. По возможности все не несущие конструкции изготавливаются из фанеры для меньшего веса саней.

После того как сани для лошади собраны, их отделывают и красят. Если сани рассчитаны на катание, то их следует расписать для придания привлекательного внешнего вида.

Делаем своими руками экипировку для лошадей

Из чего состоит сбруя?

Что же такое конская сбруя и из чего она состоит? Традиционная упряжь представляет собой снаряжение, которое состоит из сбруи, хомута и седла. Все эти элементы подбираются для животного исходя из индивидуальных нужд, учитывая телосложение и габариты коня. Еще с древности коневоды никогда не скупились на сбрую – она практически всегда делалась на заказ, с учетом размеров животного и тщательно подбиралось украшение, исходя из масти и породы лошади. В настоящее время проблем с тем, чтобы приобрести сбрую, практически нет – ее можно купить как на рынке, так и в специализированном магазине.

Теперь из чего состоит украшение? В состав конной упряжи входит хомут, уздечка, дуга, вожжи, шлея, подбрюшник, в некоторых случаях могут быть добавлены и другие компоненты. Всегда дешевле будет приобрести уже готовое снаряжение, но часто бывает такое, что отдельные компоненты не подходят коню или пони. Поэтому специалисты советуют покупать все элементы отдельно.

Из чего состоит сбруя?

Хомут является обязательной деталью снаряжения, его предназначение заключается в передаче тяговой силы на повозку. Этот элемент надевается таким образом, чтобы он не препятствовал дыханию и не мешал коню передвигаться. Если хомут будет очень широким или длинным, то от этого на теле животного могут появиться ссадины.

Конструкция обычной сбруи

Шлея обычно изготавливается из кожи. Для каждого коня выбирается отдельный размер шлеи – перед покупкой его нужно знать. Узда считается одним из самых сложных элементов любой упряжи. Узда состоит из удил, недоуздка, поводьев.

Из чего состоит сбруя?

Не менее важным элементом является подбрюшник – эта деталь упряжи предназначена для надежной фиксации положения снаряжения. Подбрюшник фиксируется на оглоблях, а дуга крепит хомут к ним же при помощи гужей. Можно сказать, что дуга выполняет роль своеобразных амортизаторов во время рывков, поэтому она должна быть максимально прочной.

Запряжка лошадей

Правильная запряжка сберегает силы лошади, делает ее работу более производительной. В запряжке длина постромок или оглобель должна быть такой, чтобы лошадь при любых движениях не доставала задними ногами валька или передка повозки. Желательно, чтобы угол наклона оглобель к горизонту был равен 19-20°. При запряжке надо следить, чтобы хомут, седелка и шлея плотно лежали на своих местах, чтобы гужи были одинаковой длины, подпруга и чересседельник правильно подтянуты. Туго подтянутый чересседельник приподнимает хомут, тем самым затрудняя дыхание лошади. При подъеме в гору чересседельник надо ослабить, а при спуске с горы, наоборот, подтянуть.

В оглобленной запряжке особое внимание должно быть обращено на то, чтобы оглобли были прочно прикреплены и были равной длины: это необходимо для прямолинейного движения повозки.

Тенденция современности в изготовлении упряжки

Что такое современная конская упряжь? Это отдельные виды забав для людей, возможность для развития конного спорта и просто неповторимое зрелище. Ни у кого не возникают сомнения, что упряжные экипажи — это красиво и элегантно, а конные скачки завораживают даже людей, равнодушных к конному спорту. Соревнования, в которых участвуют парные упряжи, демонстрируют мастерство кучера, его умение вести лошадей к победе.

Техническая сторона скачек касается того, насколько продумана и организована непосредственно упряжь, а также сбруя. Каждый победитель знает, что на одном энтузиазме серьезное соревнование не выиграть. Пошаговая подготовка человека, скакуна и оснащение упряжи — три части будущего успеха, которые идут неразделимо, как цельная система.

Читайте также:  Брудер для перепелов два яруса (100-140 голов)

Из чего состоит повозка победителя? Скачки, в которых для управления лошадями наездник использует вожжи, узду и команду голосом, бывают следующих видов:

  • гонки среди упряжек;
  • классы упряженные;
  • катание.

От вида соревнования зависит оснащение упряжей и количество основных этапов подготовки: тренировка лошадей, подготовка повозки, основные тактические элементы. Главная часть забега совершается задолго до сигнала старта. Виды упряжи при любых обстоятельствах должны быть безопасными и для наездника, и для животного (лошади, которой необходимо доверять кучеру). Пробежаться гуськом или победить в элитных скачках — не имеет никакого значения, вне зависимости от того, какое название у титула, коновод или кучер берет на себя обязанность обеспечить безопасность пристяжных скакунов. Животный мир всегда чувствует уверенность и контроль со стороны человека, и лошадь в таком плане не обманешь. Слаженная работа скакуна и кучеров — вот залог истинной победы.

Что такое сбруя для лошади?

Сбруя — это конская амуниция (упряжь), состоящая из элементов запряжки и управления для грузовых и беговых лошадей (ипподром) и предметов седлания для лошадей скаковых.

Для того чтобы понять такое хитрое определение нужно разобрать все по полочкам. Из чего состоит сбруя:

  • Хомут — это главный элемент, призванный для равномерного распределения нагрузки на животное. Крепиться он на шее (холке) лошади.
  • Шлея — это часть упряжи, представляющая собой ряд ремней вдоль тела животного, которая фиксирует хомут. Шлея очень важна для упряжки.
  • Узда — элемент управления пристяжной. Надевается на голову и может иметь от одного до двух удил или же вовсе без них.
  • Вожжи — ремни для управления лошадью, которые крепятся к удилам, расположенным на узде.
  • Дуга — состояла из гнутого дерева и скрепляла оглоблю с хомутом. Дугу можно увидеть в русских сказках, это главный атрибут истинно русской упряжки.
  • Седёлка — элемент к которому крепятся оглобли повозки.
  • Подпруга — это часть сбруи в виде ремня, отходящего от седёлки или седла, который затягивается под брюхом животного. Подпруга для лошади должна быть широкой и крепкой.
  • Чересседельник — ремень от оглобли, проходящий через седёлку.
  • Подпруга для коня — это крепкий ремень широкой формы, который должен держать седло в статичном состоянии.
  • Постромка — это часть упряжки, представляющая собой ремешок, который крепится к хомуту. Используется при дышловой запряжке лошадей.

Экскурс в прошлое

Известно, что первая примитивная сбруя была придумана за много тысяч лет до нашей эры и была создана только как элемент крепления к паре колёс. Она разительно отличалась от того, что можно рассмотреть в книгах о древних персах и греках, которые огромное внимание уделяли красоте упряжи, постромке и вожжам. Это была эпоха войн, богатства и новизны и именно лошади являлись главными «боевыми» подругами завоевателей, без которых представить то далёкое время просто невозможно. Упряжи тогда украшались, делая пристяжных показателем роскоши, успеха и достатка. Чем богаче был хозяин упряжки, тем изысканнее и ценнее выглядела сбруя.

В Средние века красота конской сбруи претерпевает ряд разительных изменений. Упряжки рассматриваются, как средства передвижения, механически крепкие и не более того. Украшения не используются, за редким исключением, если это высокопоставленный вельможа или представитель знати. Свой окончательный вид, тот который знаком современному человеку, сбруя приобрела в середине шестнадцатого начале семнадцатого веков. С того времени все составные части упряжи так и остались практически без изменений.

Правильное устройство хомута

Стандартный современный хомут состоит из трех основных частей:

  1. клещи;
  2. хомутина;
  3. подкладка.

Также в устройство хомута входят гужи, если будут применяться оглобли в упряжке либо гужевые мочки – для телег с постромками. Размеры хомута определяются клещами, которые должны точно соответствовать форме шеи лошади. За соотношением размеров хомута и лошади нужно следить – при наборе массы или истощении нужно провести изменение хомута.

Расстояние от верхней до нижней точки хомута называется его длиной. Различают нормальные, длинные и короткие хомуты. Короткий хомут будет сдавливать шею, нарушая акт дыхания, а длинные модели опускаются низко, затрудняя движение.

Для изготовления клещей желательно применять древесину прикорневой части берез, вяза или клена. Также можно использовать другие породы древесины, но всегда нужно следить за положением волокон – вдоль клещей. Сейчас часто можно встретить клещи из многослойной фанеры. Это доступный, дешевый материал, но он совершенно не терпит влагу, поэтому приходится придумывать различные способы защиты от дождя. В нижней точке клещи соединяются разборно, чтобы иметь возможность надеть хомут на шею лошади и немного подправить размер.

Деревянные клещи хомута, даже идеально подобранные, давят на мягкие ткани и врезаются в них.

Читайте также:  Можно ли в России держать кур на даче по закону в 2021 году

Используют специальную подкладку, называемую хомутиной. Она представляет собой кожаный чехол, наполненный соломой. Реже применяют войлок, шерсть и другие наполнители. Соломенный жгут нужно плотно обтягивать кожей толщиной 1-2 мм (либо плотно набивать войлоком). С клещами хомутина сбивается гвоздями, при этом нижний край подкладки должен размещаться выше клещей на 5 см, чтобы предупредить натирание шеи.

На границе нижней и средней трети клещей на их внешней поверхности прикрепляются гужи. Это кожаные ленты, в которых будут фиксироваться оглобли. Для гужей можно использовать свиную и коровью кожу, нарезанную на ленты в 9-12 см. Сейчас часто применяют резину и другие искусственные материалы. Кроме фиксации гужи выполняют функцию амортизации, смягчая толчки повозки, передающиеся на упряжь.

Седелка не является частью хомута, но считается важным дополняющим его элементом. Ее функция – передавать вес давящего хомута с шеи на спину. Чаще применяют горбатую седелку, подходящую для нормальной спины, также используют стоячие и плоские типы для лошадей с особенностями конфигурации спины.

Раздвижная модель

Хомут должен идеально подходить по размерам лошади, тогда не будет чрезмерного давления на шею и плечи, а работоспособность будет на высоком уровне. В правильном положении хомут опирается на границу шеи и холки, боковые ветви лежат на мускулатуре шеи, лопатках, а нижняя поверхность расположена у основания шеи. Добиться правильного положения хомута можно лишь наличием определенной модели, но имеется вариант – раздвижной тип.

Существует несколько раздвижных моделей, но их устройство обычно однотипно. В отличие от обычных вариантов клещи у них в верхней части не соединены, а представлены парой симметричных половинок. Хомутина также съемная и закрепляется ремнями в нижней и средней части. Верх клещей связывается ремнями – степенью натяга регулируется размер хомута.

Регулировке поддаются и гужи, чтобы можно было использовать оглобли для различной сельскохозяйственной техники. Кольца можно сместить вперед или назад, расширить и зафиксировать колышком. Устройство позволяет применять после небольшой доработки хомут и с оглоблями, и с постромочной упряжью.

История появления

Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту. Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.

История появления

Этапы и правила запряжки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  1. Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  2. Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  3. Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  4. Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  5. Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.
  6. Заведение в оглобли. Можно использовать разные способы:
    • перешагнуть жердь;
    • накатить элемент на коня;
    • осадить в деталь около повозки.
  7. Закрепление дуги. Нужно встать перед оглоблей так, чтобы морда лошади смотрела вам в лицо. Приставить дугу к ноге справа, а левой рукой ухватиться за гужи, после чего их нужно растянуть и слегка перекрутить (при необходимости), подгоняя длину. Уложить гуж на оглоблю, вставить левый конец дуги (её поднимают так, чтобы кольцо находилось «от человека») в гужевую петлю. Далее нужно переложить конец дуги слева перед гужем через оглоблю, разворачивая кольцом вперед. Таким образом, оглобля укладывается в отверстие дуги, которая накладывается на шею животного. Со второй оглоблей поступаем аналогично.
  8. Фиксирование хомута. Для затягивания детали необходимо встать с левой стороны от коня и обмотать супонью клещи 1 раз. Упереться ногами в клещи и стянуть супонь, снова обмотав ее.
  9. Заправки ремней. Для удобства ремень удерживается правой рукой (большим пальцем), а левой – нужно надавить на клещи справа. В результате этого должна образоваться щель, через которую просовывают вниз конец супони, которую надо затянуть до упора, после чего конец поднимается вверх. В получившуюся петлю пропустить еще одну петельку и снова затянуть и обмотать супонью, кончик которой складывается в 2 раза и продевается в петлю.
  10. Крепление повода. Поводок перекрестить и натянуть, после чего накинуть на шею лошади. Пропустить темляк сквозь кольцо, расположенное на дуге, и привязать к одной гуже. Длина должна соответствовать расстоянию, на которое конь сможет вытянуть шею. При этом наклоняться слишком низко она не должна.
  11. Крепление вожжей. В некоторых случаях гужи оснащаются кольцами. Тогда необходимо вожжи пропускать через них. Если же кольца отсутствуют, то одна вожжа накладывается над гужей, а вторая – под ней.

Смотрите видеоинструкцию по правильному запряганию лошади:

Как правильно оседлать лошадь

Катание верхом на лошади — это непростое, но увлекательное занятие. Ему нужно обучаться. А до того как сесть на коня, его следует оседлать. Если всё делать правильно, верховая езда очень скоро будет доставлять удовольствие и вам, и животному. О частях упряжи, важных моментах седлания и езды на коне мы расскажем в статье.

Процесс седловки дикой лошади смогут осуществить лишь опытные наездники. Вряд ли это с первого раза удастся новичкам. Вот некоторые рекомендации, которые помогут осуществить эту нелёгкую задачу:

  1. Поскольку дикое животное хорошо улавливает эмоции и настрой человека, то подходить к нему нужно без страха, уверенно и обязательно спокойно. Страх и раздражённость передадутся коню, и тогда контакта с ним не выйдет.
  2. При подходе к лошади следует избегать зрительного контакта. Приближение нужно сопровождать ласковыми словами, произносимыми негромким голосом.
  3. Подход следует осуществлять постепенно с левой стороны, избегая резких движений и не прекращая раздавать похвалы животному.
  4. Медленно подставить руку к морде коня, чтобы он мог её понюхать.
  5. Осторожно погладить её гриву, спину по росту шерсти.
  6. Если всё вышеперечисленное лошадь позволила вам осуществить, значит, можно приступать к её седловке. Если же при прикасании к телу непарнокопытное изъявляет недовольство, то седлать его не стоит. Лучше вернуться к этому позднее.

До того как приблизиться к дикому коню, можно погладить другого непарнокопытного. Учуяв запах сородича на ваших ладонях, вероятнее всего, конь быстрее пойдёт на контакт.

Таким образом, человеку, который собирается ездить на лошади, нужно научиться контактировать с животным, осуществлять его чистку, одевать уздечку и седло, а также правильно давать посылы, управляющие движениями животного. Если все эти действия делать грамотно, то процесс езды будет комфортным как для наездника, так и для коня.

Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:

  1. Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.
  2. Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.
  3. Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.
  4. Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.
  5. Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.
  6. Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение. Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.
  7. Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.
  8. Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям. Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.
  9. Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.
  10. Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.