Лошади-тяжеловозы – история, породы и особенности

Масть лошади — рыжая, бурая, гнедая, гнедо-чалая, вороная, а также рыже-чалая

История возникновения породы

Порода советский тяжеловоз относится к группе тяжелоупряжных лошадей. Их начали целенаправленно выводить еще в Средние века для перевозки рыцарей в полном военном снаряжении. Позже тяжеловозов стали широко применять в различных хозяйственных нуждах. Племенным материалом для селекции новой породы стали представители бельгийских брабансонов.

История возникновения породы
История возникновения породы
История возникновения породы

В период интенсификации сельского хозяйства в 30-50 –х. годах прошлого века возникла острая потребность в лошадях, обладающих большой тягловой силой. С этой целью в Советский Союз были завезены жеребцы европейских тяжелоупряжных пород. Потомство от их скрещивания с местными кобылами сочетало мощь и энергичность с выносливостью. Испытания новой породы начались в середине 40-годов. В начале 50-годов окончательно оформились ее черты и были определены основные характеристики. В 1952 году за породой официально закрепилось название «советский тяжеловоз».

История возникновения породы
История возникновения породы
История возникновения породы

Ядрами племенной селекции этих лошадей считаются Республика Мордовия, Нижегородская, Ярославская, Владимирская, Тамбовская области.

История возникновения породы
История возникновения породы
История возникновения породы

История возникновения породы
История возникновения породы

История появления и разведения тяжеловозов

Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость, с которой это животное могло переносить его на большие расстояния. Многим известны фризская, арабская, ахалтекинская и многие другие породы коней, которые часто участвуют в скачках и прочих спортивных соревнованиях. Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой. Они активно разводятся, как и множество видов других сельскохозяйственных животных, включая коров и свиней с овцами.

История появления и разведения тяжеловозов

Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой

История появления и разведения тяжеловозов

Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы. Это животные, которые предназначены для перемещения массивных грузов, и отличаются целым рядом характеристик, не свойственных верховым коням.

История появления и разведения тяжеловозов

Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы

Возникновение и использование

Тяжеловозная лошадь известна с давних времен. Ее использовали для сельскохозяйственных нужд, а также в составе тяжеловооруженной конницы. Физические параметры этого вида скакунов были необходимы людям по всему миру, что и породило множество линий этого вида жеребцов.

В СССР на Печинковском конном заводе № 23 также была выведена своя порода мощных коней, которых использовали в аграрной промышленности. Ученые взяли за основу Бельгийского Брабансона и путем селекции улучшили его тяговые качества и весовые параметры. Советская тяжеловозная лошадь официально считается самым крупным представителем своей породы и абсолютным рекордсменом по тяговым возможностям.

На сегодняшний день Советский Тяжеловоз мало используется человеком в сельском хозяйстве, поскольку техника требует меньших финансовых затрат. Однако эту породу скакунов все еще используют на лесозаготовках после специального обучения. Советский Тяжеловоз занимается транспортировкой срубленных бревен в России, Америке и Канаде.

Отличительной особенностью этой породы является ее скороспелость. При выведении тяжеловозов ученые держали животных в максимально строгих условиях, из-за чего этот вид жеребцов отличается неприхотливостью и быстрым взрослением.

Некоторые фермеры выращивают Советских Тяжеловозов на убой. Этот вид лошадей является источником большого количества мяса, а кобылы отличаются высокой производительностью молока. Цена конины не слишком высока на внешнем рынке, однако заводчики получают прибыль из-за количества конечного продукта.

Читайте также:  Как мыть шиншиллу. как зверёк купается в песке

Породы отечественной селекции

В России породы лошадей тяжеловозов начали создавать поздно – только в советское время. Техники было немного, и существовала потребность в массивных упряжных конях для тяжелых работ. В сельском хозяйстве они были незаменимы, их использовали в качестве тягловой силы. Грузовая лошадь ценилась как никогда.

Породы отечественной селекции

Дорого стоила покупка коней за рубежом. Кроме того, завезенные животные часто погибали: привыкнуть к климатическим условиям, плохому содержанию и некачественным кормам оказалось не просто. А нужны были рабочие лошади, способные выдерживать тяжелые условия.

Владимирский тяжеловоз

Породы отечественной селекции

Первым стал владимирский тяжеловоз, выведенный укрупнением российских пород иностранными тяжеловесами. Официально владимирская порода признана после ВОВ, хотя служить людям она начала значительно раньше.

Владимирский тяжеловоз

Породы отечественной селекции

В родословной этих лошадей присутствуют известные прародители, в крови смешались гены разных пород. Владимирский тяжеловоз характеризуется:

  • Большой головой с выпуклым профилем;
  • Мускулистым и суховатым телосложением;
  • Широким крупом;
  • Удлиненной шерстью на ногах;
  • Гнедым окрасом.
Породы отечественной селекции

Лошади владимирской породы характеризуются трудолюбием и жизненной энергией. Они отличаются скороспелостью и плодовитостью. Жеребцов выделяет богатырская мощь, внешняя привлекательность, широкий аллюр. Это настоящий конь тягач. Поэтому владимирский тяжеловоз до сих пор относится к известным и сохранившимся породам.

Владимирский тяжеловоз

Породы отечественной селекции

Владимирские тяжеловозы превышают советских в отношении: вес – скорость движения – выносливость. Без груза владимирский тяжеловоз напоминает рысака, он может пробежать рысью 1600м за 3 мин. С грузом 1,5т эта порода способна преодолеть расстояние в 2км за 5 мин.

Русская порода

Породы отечественной селекции

Русская порода лошадей

Русская порода получена при скрещивании привозных, иностранных животных. Учитывая тяжелые послевоенные условия и нехватку кормов, другой климат, русские тяжеловозы оказались подвижными и выносливыми. Они отличалась гармоничной пропорцией и прекрасными формами. Порода получена при скрещивании упряжных лошадей с мелкими тяжеловесами из Бельгии. Лошади русских тяжеловозов имеют следующие черты:

Породы отечественной селекции
  • Сухое и крепкое телосложение, приземистость;
  • Рыжий окрас;
  • Развитая грудь и широкая холка;
  • Голова легкая и сухая на длинной, изогнутой шее;
  • Грива и хвост густые.

Несмотря на небольшой рост (до 150см) порода сильная и выносливая. Отличаются уравновешенностью, которая сочетается с энергичностью. Используются в сельском хозяйстве. Нетребовательны к кормам и условиям содержания.

Породы отечественной селекции

Советский тяжеловоз

Самая молодая порода отечественной селекции – советский тяжеловоз, характеризующийся мощными габаритами и высокой молочностью. Постепенный отбор и скрещивание с западноевропейскими формами помогли племенным хозяйствам вывести лошадь, название которого связано с советскими временами.

Породы отечественной селекции

Советская порода лошадей

Основу породы составили знаменитые бельгийские тяжелоупряжные лошади. Она имеет следующие черты:

Породы отечественной селекции
  • Крепким телосложением;
  • Окрас рыжий или гнедой;
  • Широкое и мускулистое тело с мощной грудью;
  • Ровную и широкую спину;
  • Умеренным обрастанием гривы, щетки и хвоста;
  • Ровный профиль головы.

Жеребцы советских тяжеловозов характеризуются крупными размерами. Это огромные лошади, вес которых достигает тонны. Кобыла весит 650 кг. Для них характерна скороспелость и плодовитость.

Породы отечественной селекции

Кабыла советской породы достигает 650 кг

Советский тяжеловоз уравновешен и имеет спокойный нрав, быстро двигается. Характеризуются небольшой косолапостью, что не встречается у других пород. Примерно 3 года они служат людям (сельскохозяйственные работы), затем чаще всего их используют в качестве производителей.

Рекомендуемый срок использования советских пород в сельскохозяйственных работах — 3 года

Соревнования лошадей с участием этих пород, в том числе и советского тяжеловоза, стали проводится еще во времена СССР. Оценивали скорость доставки грузов шагом и рысью, выносливость и силу тяги лошади. Сегодня такие соревнования проводятся за рубежом. Но в оценку породы включают и другие показатели, например, экстерьер и конституцию, характер и контакт с человеком.

Читайте также:  Как часто мыть кошку? Особенности купания

Описание и характеристика советского тяжеловоза

Согласно описанию и характеристике, советские тяжеловозы – крупные, массивные лошади.

Высота в холке советского тяжеловоза – 150 – 170 см, вес – 700 – 1000 кг.

Советские тяжеловозы имеют среднюю по величине голову, средней длины мощную шею, низкую широкую холку, широкую спину (иногда мягкую), широкую ровную поясницу, очень широкий раздвоенный круп. Грудь советского тяжеловоза широкая, ноги средние по длине, крепкие и довольно сухие. Порой в породе встречаются мягкие бабки, саблистость и косолапость. Оброслость хвоста, гривы и щеток умеренная.

Основные масти советского тяжеловоза: рыжая, рыже-чалая, гнедая, гнедо-чалая, бурая. Редко встречаются советские тяжеловозы вороной масти.

Описание и характеристика советского тяжеловоза

Согласно описанию и характеристике, советские тяжеловозы обладают спокойным темпераментом и добронравностью – наследие брабансонов. В работе они покладисты и послушны, не склонны к проявлениям агрессии.

Одна из главных характеристик советского тяжеловоза – скороспелость этих лошадей. Уже в 2,5 – 3 года они выполняют сельскохозяйственные работы, а с 3 лет используются в разведении. Жеребята советского тяжеловоза растут быстро: уже в 1 год их вес может достигать 530 – 540 кг.

Также советских тяжеловозов ценят за их неприхотливость. Например, рацион советских тяжеловозов во многих хозяйствах составляют объемистые и дешевые корма, и при этом лошади могут неплохо себя чувствовать.

Впрочем, это не означает, что на уходе за советским тяжеловозом можно экономить или форсировать работу, если вам действительно дорога ваша лошадь.

Введение

Считается, что процесс приручения диких лошадей проходил на протяжении не менее 500 тыс. лет, и роль лошади в жизни человека претерпевала изменения. Вначале лошадь использовалась как продуктивное животное (для получения мяса и молока). Использование же ее под седлом и в упряжи произошло относительно недавно.

Заставив лошадь работать на себя, человек осознал свою зависимость от этого помощника и друга — ведь зачастую урожайность сельскохозяйственных культур зависела от ее силы и работоспособности.

За последнее время, в связи с ростом механизации, у некоторых специалистов сельского хозяйства сложилось мнение, что живое тягло можно заменить техникой и что поэтому следует в настоящее время сосредоточить внимание на разведении лишь спортивных лошадей для нужд страны и экспорта. Однако жизнь опровергает это. В нашей стране насчитывается свыше 3 миллионов рабочих лошадей, среди них и советский тяжеловоз.

В XX в. во всем мире наблюдается снижение поголовья лошадей, так как был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Можно с уверенностью сказать, что численность лошадей меняется в точном соответствии с происходящими общественными и социально-экономическими процессами,

1. Основные сведения о породе

Советский тяжеловоз — совершенно уникальная порода. Как ни одна другая из тяжеловозных пород, она обладает целым набором ценных качеств, и все они выражены в наивысшей степени. Важнейшее свойство — это их непревзойденная могучая сила. Как рабочая лошадь, советский тяжеловоз не имеет соперников, на кумысных фермах кобылы советской тяжеловозной породы — самые обильномолочные, в мясном коневодстве породе также нет равных по ее большой массе и скороспелости.

Советский тяжеловоз — это порода крупных (высота в холке около 160 см) тяжелоупряжных лошадей, выведенная путем скрещивания улучшенных рабочих кобыл с жеребцами брабансонами. При мощном костяке и сильно развитой мускулатуре советские тяжеловозы отличаются большей сухостью телосложения и меньшей требовательностью к условиям содержания и кормления, чем брабансоны. Обладают энергичным темпераментом, хорошими движениями на шагу и рыси, большой грузоподъемностью. Кобылы характеризуются высокой молочной продуктивностью. Более 85 % лошадей имеют рыжую или рыже-чалую масть, около 12 % — гнедую и гнедо-чалую. Изредка встречаются вороные и бурые. Советских тяжеловозов разводили в Починковском и Мордовском конных заводах и на племенных фермах колхозов Ярославской области. Жеребцов используют как улучшателей местных лошадей в Европейской части страны и на Алтае

Читайте также:  Какую траву можно и нельзя давать кроликам в свежем виде

Продуктивность

Питаясь молоком матери, жеребенок прибавляет в весе 2 кг ежедневно. В полугодовалом возрасте животное уже весит 500 кг.

Представителей этого вида можно привлекать к тяжелым работам с 2,5 лет. Кобыл начинают использовать для воспроизводства с 3 лет. Животное способно приносить потомство до 17 лет. Также советских тяжеловозов используют для улучшения местного поголовья лошадей. Молодняк первого поколения получает в наследство от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.

Возникновение и использование

Советский тяжеловоз является самой молодой породой среди прочих тяжеловозных пород. Появление в России своей породы тяжеловесов было обусловлено объективными причинами. На границе лесной и степной зон всегда была большая потребность в тягловой силе. Для хозяйственных нужд южных районов требовался лес. До XIX века тягловой силой были рабочие лошади породы битюг (чистокровные или скрещенные с местными породами). В конце XIX века местные промышленники и купцы стали завозить европейских тяжеловозов: брабансонов и суффольков.

Огромные лошади плохо акклиматизировались в этом регионе и своими грубыми формами пришлись не по вкусу местному населению. Было допущено скрещивание жеребцов брабансонов с более изящными местными кобылами. Потомство получилось компактнее и привлекательнее.

Планомерная селекционная работа по созданию новой породы была начата в 20-х годах и закончена в 1952 году, когда она была полностью оформлена и получила название советский тяжеловоз. Разведением отечественных упряжных лошадей занимались на Починковском и Мордовском конезаводах.

Тяжеловозная порода была получена поглотительным скрещиванием потомков и помесей битюгов, арденов, першеронов с брабансонами и суффольками. В настоящее время конезаводы продолжают поддерживать небольшое поголовье отечественного тяжеловоза.

Экстерьер

У этих тяжеловозов не только хорошо развита система органов движения (мускулы), они ещё и необычайно красивы. В отличие от других пород, голова лошади советской упряжной породы средняя и пропорциональная, с красивой, выразительной мордой.

Туловище у них длинное и крепкое, с широкой и мощной грудной клеткой. Ноги у лошадей породы советских тяжеловозов очень сильные и мускулистые. Копыта крепкие и плоские, благодаря которым лошади спокойно передвигаются даже по рыхлой и болотистой почве.

Экстерьер

Советская тяжелоупряжная порода чаще встречается рыжей масти с гривой и хвостом средней длины. Умеренная оброслость лошади не требует стрижки и ухода за шерстью животного.

Массивная конституция

Рекордные показатели

Крупнейший конь по кличке Сэмпсон Представители тяжеловозных пород лошадей прославились множеством рекордов, которые удалось зафиксировать восхищенным хозяевам и публике.

Несколько впечатляющих рекордных показателей:

Падение интереса к тяжеловозам отмечается из-за развития техники. Рекорды отмечались в 19- начале 20 века, когда обладание мощными лошадьми приносило выгоду, облегчало труд.

Рекордные показатели

Фермеры гордились породистыми, сильными конями, конезаводчики искали славы, чтобы дороже продать молодняк с ферм.

Справка: кобылицы многих тяжеловозных пород в период лактации дают по 5-6 тысяч литров ценного кумыса, обладающего ценными свойствами.